Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: 7 (495) 414-15-37 E-mail: client@kodeksinfo.ru
Московская Область, город Фрязино, улица Комсомольская, стр 17б
30.06.2022
Минэкономразвития предложило новый порядок выполнения инвестпрограмм в ЖКХ

     Минэкономики рассчитывает унифицировать формирование и контроль инвестпрограмм в ЖКХ. Это, по мнению ведомства, должно снизить давление на бизнес и привлечь в отрасль частные инвестиции. Между тем экспертное и деловое сообщества предупреждают об обратном: новые правила создают избыточные процедуры, дублируют действующие требования и ограничивают источники финансирования, затягивая тем самым сроки согласования инвестпрограмм и, соответственно, модернизацию ЖКХ. Проект де-факто противоречит планам правительства по ускоренной модернизации коммуналки, хотя ужесточение процедур исключит возможности инвесторов гибко продлевать такие программы, затягивая ее со своей стороны.
     
     Минэкономики предлагает ввести единый порядок утверждения и контроля выполнения инвестпрограмм в ЖКХ, а также единые требования к цифровизации тарифного и инвестиционного регулирования, следует из законопроекта ведомства на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/p/128807). Он, как указывают авторы, призван устранить правовые пробелы регулирования и минимизировать случаи ущемления прав предпринимателей в отсутствие четкого порядка и пределов полномочий контролеров. Кроме того, предлагается вовлечь концессионеров в процедуры утверждения инвестпрограмм.
     
     Увеличение объема инвестиций в сферу ЖКХ поручил проработать Президент РФ Владимир Путин в рамках тематического заседания Госсовета 21 июня. Согласно докладу главы экспертной комиссии Госсовета по коммунальному хозяйству Рустама Минниханова, износ коммунальных сетей составляет от 30,8% до 45,6% в зависимости от сферы, а дефицит средств на модернизацию ЖКХ - в 4,6 трлн руб. В обсуждении министр экономразвития РФ Максим Решетников отметил, что частным инвесторам неинтересна отрасль ЖКХ из-за ее убыточности. Кроме того, нынешняя гибкость при реализации инвестпрограмм, разрешающая инвесторам приостановить их в условиях санкций, замедляет темпы модернизации.     
     
     Проект Минэкономики эту гибкость устраняет - де-факто инициатива с учетом риторики Максима Решетникова должна способствовать привлечению инвестиций в отрасль, на деле же участники рынка и эксперты считают проект спорным.
     
     Партнер адвокатского бюро Nordic Star Арина Довженко признает, что для привлечения концессионеров в сферу ЖКХ важно усилить контроль утверждения и выполнения инвестпрограмм. Между тем глава комитета "Деловой России" по коммунальной инфраструктуре и ЖКХ Лев Гориловский считает, что при наличии положительных новелл (включение в программы мероприятий для обеспечения функционирования объектов ЖКХ) проект содержит риски замедления инвестцикла и усложняет модернизацию отрасли. "Суть новаций в том, чтобы распространить на теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение довольно сложную систему утверждения и контроля реализации инвестпрограмм, которая действует в электросетях уже более восьми лет (общественные обсуждения, технологический ценовой аудит, крайне жесткая регламентация сроков и процедур). На это тратится огромный человеческий ресурс, но нередко требования исполняются формально", - отмечает директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Илья Долматов.
     

     Так, общественные обсуждения инвестпрограмм де-факто предусмотрены и сейчас - их мероприятия должны быть предусмотрены схемами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, которые разработаны в соответствии с генпланами по итогам публичных обсуждений. До согласования (сейчас почти 10 месяцев) компании не могут проектировать и строить объекты, поэтому новая процедура создает избыточные барьеры. Другая новелла законопроекта сокращает источники финансирования инвестпрограмм: амортизацию можно будет использовать только для мероприятий по снижению уровня износа существующих объектов. "Это может привести к удорожанию модернизации за счет стоимости заемного финансирования", - добавляет Лев Гориловский.
     
     По его словам, законопроект вызывает спорное отношение и требует обсуждения. По мнению же Ильи Долматова, проект не соответствует и общему тренду на дерегулирование, и заявленным целям.
     
     Опрошенные "Ъ" участники рынка также озадачены возобновлением активности Минэкономики в вопросах регулирования тарифных организаций (это полномочия ФАС).
     
     В Минэкономики вчера на запрос "Ъ" о том, как документ коррелирует с планами правительства по стимулированию инвестиций в ЖКХ и как этому будет способствовать усложнение процедур, не ответили. В ФАС документ пока изучают.     
     
     
     По материалам:
     http://regulation.gov.ru/p/128807www.kommersant.ru, http://regulation.gov.ru/p/128807www.kommersant.ruwww.rosteplo.ru